Уроки жизни от Катрин Денев

Катрин Денев


  Французской кинозвезде Катрин Денёв исполнилось семьдесят лет, но она по-прежнему считается символом элегантной женственности. Что скрывается за её обаянием ? Как она смогла сохранить свой благородный шарм ? В чём заключается её женское счастье ? О самом главном из уроков жизни Катрин.

Урок первый: молчание —  золото

Катрин появилась на свет в семье театральных актеров Мориса Дорлеака и Рене Денев, третьей из четырех дочерей. Все четыре дочки — темноволосые и хорошенькие как на подбор.

Катрин Денев
Катрин Денев

Мама Катрин умерла, когда ей было восемь. Отец больше не женился. Дочек он боготворил. И Катрин привыкла слышать от него, как важна для женщины внешность.

И больше всего на свете ценила свою красоту: точеный носик, огромные ангельские глаза, кукольный ротик, безупречную кожу.

Она страстно желала стать актрисой, как и ее старшая сестра Франсуаза, но, в отличие от нее, вслух никому о своих планах не говорила. Зачем зря болтать? Катрин молчала, мило улыбалась, и окружающие покровительствовали ей, с виду робкой и застенчивой, помогали  продвигаться к мечте, свято уверенные, что без них она ничего не добилась бы.

Пятнадцатилетняя Франсуаза за руку привела тринадцатилетнюю Катрин на съемочную площадку фильма «Котята», в котором снималась сама, и настояла на том, чтобы сестренке дали небольшую роль. Так началась карьера Катрин в кино.

Немного позже ревнивая и нетерпимая Брижит Бардо на совместных съемках сочла Катрин безобидной наивной дурочкой и не только не строила против нее козней, но и подсказывала, как «войти в роль».

В чем причина успеха

Люди принимали осторожность и расчетливую замкнутость Катрин за слабость, робость и скромность, не видели в ней конкурентку и охотно продвигали. Или попросту не мешали. И то, чего другие добиваются силой, Катрин частенько получала легко и без напряжения. Вывод для тебя Не всегда надо выглядеть яркой, сильной и напористой. Используй маску мечтательной тихони в особо сложных ситуациях, потому что люди, идущие напролом, всех раздражают, а осторожные и деликатные получают поддержку.  

Урок второй: бери то, что нужно, а потом уходи.

В Катрин отлично уживались холодная воля и нежная чувствительность.

Непоколебимая воля впервые проявилась в ее романе с Роже Вадимом. Культовый режиссер, сын русских эмигрантов, урожденный Племянников, всегда носивший черные свитера под горло, деспотичный, худой и язвительный, был создателем звезд.

Он придумал для Брижит Бардо образ соблазнительной полуженщины-полуребенка и вывел ее на орбиту славы. Оставил ее, женился на другой.

Встретил семнадцатилетнюю Катрин, с виду податливую и нежную, как принцесса, и воспылал страстью к ней. Как мужчина и как творец. Принцесса оказалась той еще штучкой. Она переехала к нему, как только он об этом заикнулся.

По меркам Франции Катрин считалась несовершеннолетней, но ее отец против романа дочки с тридцатидвухлетним мужчиной не возражал, так как знал, как делается карьера в кино.   Роже взялся за огранку Катрин.

Теперь никто и представить себе не может Денев брюнеткой, настолько светлые локоны соответствуют стилю «ледяной девы». Это Вадим заставил ее осветлить волосы, изменить прическу, похудеть, изящно двигаться — и подогнал девушку под эталон чарующей невинности. Он создал тот образ красавицы Катрин Денев, которым мы до сих пор восхищаемся. Но его фильмы с нею успехом не пользовались.

В девятнадцать лет Катрин родила от него сына, в двадцать — решительно покинула его.

В чем причина успеха

В жесткой практичности Катрин. Она видела, в чем ее выгода, и умела быть стервой: взяла от Вадима все, что он мог ей дать, и ушла, как только поняла, что он на ней не женится и в гениальном фильме ее не снимет.

Катрин не попала в тиски чисто женской жалости — «ах, как он останется без меня!» или страха — «как я буду одна с ребенком?». Она использовала Вадима в качестве учителя и стилиста.

И бросила, чтобы сняться в фильме Жака Деми «Шербурские зонтики», который ее прославил. Вадим на нее навеки обиделся. Но ей на него было наплевать.

Вывод для тебя

Иногда приходится действовать в расчете на успех, без оглядки на свои и чужие чувства. А если начнешь жалеть, рефлексировать и страдать, то упустишь много времени.

Урок третий: разные взгляды на свадьбу — плохое начало для совместной жизни

Говорят, что Катрин презирала брак. В действительности она придавала ему огромное значение и мечтала об идеальном замужестве и семье. Ее называют холодной — но под слоем льда у нее скрывалась болезненная чувствительность, которая делала ее отличной актрисой, но приносила много личных проблем.

После того как отношения с мужчиной, зрелым и деспотичным, у нее не сложились, Катрин обратила свое внимание на ровесников с хорошим характером.

Первый, партнер по «Шербурским зонтикам», оказался гомосексуалистом.

Второй, модный британский фотограф Дэвид Бейли, подходил ей по всем статьям: он тоже мечтал о популярности, снимал революционные фотосессии для «Вога» на фабриках и крышах небоскребов, вращался в близком ей кругу режиссеров «новой волны» — Романа Полански, Луиса Бунюэля, Франсуа Трюффо, Клода Лелуша. Он безмерно восхищался женской красотой и сразу же предложил актрисе руку и сердце. Катрин согласилась.

Катрин Денев
Катрин Денев

Ей ужасно хотелось быть для кого-то единственной,  незаменимой. Денев жаждала романтики: венчание в церкви, белое платье в тол, цветы в волосах, верность и преданность до гроба, поцелуи и объятия, смех и радость. Слова — «быть вам вместе в радости и в горе, и только смерть разлучит вас» — звучали для нее музыкой.

Но романтики не получилось. Шли бунтарские 60-е, и дерзкий Дэвид отверг ее «буржуазные мечты». Она выходила замуж в мэрии — в экстравагантном черном платье и черной фате. Шафером был подвыпивший Мик Джаггер, и жених, в стареньких джинсах и потертом пиджаке, давился со смеху от его пошлых шуточек.

После свадьбы Дэвид продолжал пропадать на работе, флиртовать с моделями — и в то же время ревновал Катрин и злился за то, что она уезжает на съемки в Париж. Никакого семейного уюта: съемная квартира при фотостудии и ежедневные вечеринки. Никаких объятий — одни проблемы и скандалы. Он стал открыто изменять ей чуть ли не с каждой моделью, которая появлялась у него в студии. В ответ на ее негодование говорил: «У нас свободные отношения: ты — в Париже, я — в Лондоне». И Катрин навсегда разочаровалась в институте брака.

В чем причина неудачи

Женщины, обуреваемые своими мечтами, теряют связь с реальностью. Катрин не обратила внимания на желание Дэвида «жениться в джинсах», отказаться от традиционного свадебного обряда. Ей казалось — это только форма: пусть в черном, зато навек. А Дэвид вовсе не собирался строить семью, он просто хотел через брак привязать к себе «прекрасную принцессу».

Второй момент тоже прошел мимо сознания Катрин: они только начали свой путь к славе, были помешаны на своей карьере, а в такой ситуации никто не захочет жертвовать своим успехом ради блага второй половинки. У нее был выход: привязать его к себе нежностью, страстью, любовью, жить в Лондоне, носить мужу в студию горячий суп в термосе и отказаться от своих планов на великое будущее. Но так способна поступить только заурядная женщина.

Вывод для тебя

Если мужчина предлагает тебе выйти за него замуж в черном платье и сыграть свадьбу в финской бане, хотя знает, что ты мечтаешь о белом атласном и церковных колоколах, — он никогда не будет подстраиваться под тебя и считаться с твоими интересами в семейной жизни. А если вы молоды, одинаково честолюбивы и вас обоих снедает страсть к успеху, то счастья вам не видать.

В одной семье с нуля можно построить только одну блестящую карьеру.

Урок четвертый: соперничество — это страшная сила

Катрин и ее старшая сестра Франсуаза были очень близки. И у каждой из них «упаковка» разительно отличалась от содержания. Похожая на ангела Катрин,любила выпить, выкуривала по две пачки в день, часто меняла любовников и не признавала ограничений ни в сексе, ни в питании.

Похожая на веселого бесенка, Франсуаза отличалась скромностью, не пила, не курила, не заходила дальше флирта с мужчинами, а на день ей хватало трех яиц всмятку.

Катрин считалась артистической посредственностью, Франсуаза — многогранным талантом, она пела, танцевала и играла в театре.

Катрин стала звездой неожиданно для всех.

В 1964 году обе сестры были на Каннском фестивале. Франсуаза Дорлеак представляла сложную и необычную картину — «Нежная кожа» режиссера Франсуа Трюффо, а Катрин Денев — музыкальную мелодраму «Шербурские зонтики» Жака Деми. Фильм Трюффо был холодно встречен публикой и обруган критиками, а картина Деми неожиданно получила Золотую пальмовую ветвь.

Катрин вспоминает: «Контраст оказался слишком резким. Франсуазе было больно, и ее страдания отравили мою радость». Франсуаза завидовала «легкой» славе младшей сестры. Чтобы наладить отношения, в 1967-м они вместе снялись в мюзикле «Девушки из Рошфора».

А через несколько месяцев двадцатипятилетняя Франсуаза на своем «рено» попала в аварию по дороге в аэропорт Ниццы. Двери заклинило. Машина вспыхнула. И Франсуаза погибла в огне. Хоронили ее в закрытом цинковом гробу.

В чем причина успеха

Катрин всегда соперничала со старшей сестрой. И благодаря соперничеству двигалась вперед. Смерть сестры нанесла ей двойной удар: она лишилась не только близкого человека, но и путеводной звезды. Катрин казалось, что она неким невероятным обманом присвоила себе славу Франсуазы и тем самым подтолкнула ее к гибели.

Катрин избавилась от вины необычным образом: стала доказывать себе, что не менее талантлива, чем умершая сестра, и имеет право на успех.

Она завела роман с возлюбленным сестры, режиссером Франсуа Трюффо, снималась, подобно ей, в новаторском кино, бралась за самые необычные роли.

И только через тридцать лет поняла, что достигла реального успеха, написала про сестру книгу и отпустила ее призрак с миром.

Вывод для тебя

За любым великим успехом всегда скрывается какая-то боль. Счастье нас не толкает вперед — оно заставляет наслаждаться текущим моментом. И прежде чем завидовать кому-то, достигшему вершины, подумай, что за проблема кусала его за пятки и гнала вперед.

Урок пятый: идеала не бывает- чтобы получить нужное, приходится идти на компромисс

В 1970 году двадцатисемилетняя Катрин снималась в фильме вместе с сорокадевятилетним Марчелло Мастроянни. Катрин переживала развод с мужем и разрыв с любовником Франсуа Трюффо, была погружена в свои неприятности.

Мастроянни только что расстался с американской звездой Фэй Данауэй. Ему срочно требовалась новая любовь — страстный итальянец не мог без нее быть счастливым. Холодная отстраненность Катрин оказалась для него вызовом. Он решил ее покорить и окружил таким теплом, что она первый раз в жизни оттаяла и дала волю своим чувствам. Ее пленили его легкость и полное отсутствие у него всяких заморочек. Марчелло любил как дышал — непринужденно, без самоутверждения и без комплексов. Он удовлетворял обе половины души Катрин: как рациональную — был чертовски знаменит, и роман с ним прибавлял ей славы, так и романтичную — такой веселый, так красиво ухаживает! Ради него она научилась готовить фасоль тридцатью разными способами и стала меньше сниматься.

Катрин Денев и Марчелло Мастроянни
Катрин Денев и Марчелло Мастроянни

Мастроянни подарил ей роскошную виллу в Ницце. Счастливая Катрин в ответ вручила ему ключи от шикарного автомобиля.

Влюбленный Мастроянни договорился с женой о разводе. И сделал Катрин предложение. Но Катрин, наученная горьким опытом, поставила ему условия: пусть он откажется от позорящих ее интрижек на стороне — а заодно от дешевых сигарет и манеры орать и жестикулировать.

Марчелло расстроился и на развод с женой не подал. Но остался с Катрин, и она родила ему дочку Кьяру. Марчелло на радостях сделал то, чего от него никто не ожидал: снял квартиру в квартале и переселился в Париж. И опять предложил Катрин руку и сердце. Катрин колебалась.

Мастроянни поразился: он же любит и ее, и дочку — чего же еще от него требовать? Какая такая верность? Разве не за легкость и отзывчивость она его полюбила? Какого еще рожна ей надо?! Катрин возмутилась: «Пора прекратить этот фарс!» — и велела Мастроянни уйти.

Она рассчитывала, что он вернется. Но Марчелло ушел навсегда. В конце концов, у него была жена, которую он называл верным другом, и их общая дочка.

И пять последующих лет Катрин  в одиночестве  навещала парижский Латинский квартал. В парике и темных очках она бродила по узеньким улочкам и предавалась воспоминаниям.

Когда в 1996 году Мастроянни умирал, Катрин и их дочь были у его постели и приняли его последний вздох.

В чем причина неудачи

В стремлении Катрин к идеалу и надежным гарантиям.

Она жаждала идеального брака с идеальным партнером и любви до гроба. А Марчелло был далек от идеала, он всего-навсего мог составить ее счастье — безо всяких гарантий на «вечную преданность». Хотя, по сути, оказался единственным мужчиной, который любил ее всегда.

Вывод для тебя

Выбирай в любимом человеке главное и пренебрегай второстепенным. И всякий раз во время скандала или приступа раздражения напоминай себе, за что ты его полюбила. К досадным мелочам мы привыкаем. А что считать мелочью — разбросанную в коридоре обувь, упрямство или мимолетные измены, — зависит только от нас.

Урок шестой: правило парных случаев: то, что в первый раз происходит как трагедия, повторяется как комедия

После разрыва с Марчелло Мастроянни, самым красивым мужчиной Италии, Катрин решила найти утешение в объятиях самого красивого мужчины Франции и попросила режиссера фильма «Полицейский» пригласить на главную роль Алена Делона.

Делон сразу согласился принять участие в съемках. И принялся ухаживать за Денев. Они провели несколько безумных ночей в отеле. Но через месяц из случайно подслушанного телефонного разговора Катрин узнала унизительную правду: Делону заплатили за то, чтобы он ее обольстил, так как любовная история между мегазвездами стала бы лучшей рекламой фильму.

Катрин была оскорблена: создатели фильма договорились с актером и отвалили ему за обольщение кругленькую сумму, а ей не предложили ничего — радуйся сексу и целуйся бесплатно.

Катрин расстроилась, сыграла из рук вон плохо, и фильм получился неудачным. Шли годы. Обида утихла. Но до сих пор Катрин повторяет в своих интервью фразу о том, что Ален Делон отвратительно целуется.

В чем причина неудачи

Катрин полагала, что ее красота является бесценным призом для любого мужчины. А Делон вернул ее на землю: это он — приз для каждой женщины. Сниматься с Катрин он согласен. Гонорар за фильм его устраивает. А на секс он не подписывался: добавьте пункт в контракте, оплатите — и тогда пожалуйста.

Вывод для тебя

Целых два.

Первый: не все мужчины нас хотят. И с этим фактом ничего не поделаешь. Как бы ты ни была хороша собой, всегда найдется тот, кому твои прелести глубоко безразличны. Не переживай, забудь о нем и не позволяй подобной мелочи портить прекрасное кино твоей жизни.

Второй: если  у тебя случилась серьезная неприятность, а ты ее не обдумала и не сделала выводы — через короткое время она повторится как напоминание о том, что из каждого урока надо извлекать пользу.

Урок седьмой: образ — это больше, чем талант и красота

Во Франции обожают проводить опросы: у кого из актрис самые чувственные губы, самый красивый бюст или томные глаза.

Ни разу губы, грудь и глаза Катрин не удостоились первого места. Но в ответ на вопрос: «С какой актрисой вы бы хотели провести ночь, поужинать или поехать в путешествие?» Мужчины десятилетиями отвечали: «С Катрин Денев

Катрин вообще-то играет средне. Бывают актрисы и получше. Это Фанни Ардан царит на театральных подмостках, а Катрин боялась публики и всегда театра избегала.

В 2009 году на фестивале в Тоскане она в первый и последний раз вышла на сцену, чтобы читать рассказы, и зал ее освистал.

И тем не менее Катрин — мегазвезда, а Фанни Ардан — нет.

Катрин гениально обыгрывает образ элегантной, уязвимой и хрупкой женственности. Она говорит мало и только то, что соответствует ее образу.

В чем причина успеха

Для того чтобы стать звездой, не надо быть Сарой Бернар.

Требуется создать великий образ, чтобы человек смотрел на звезду и восхищался, трепетал от желания или обожания, чтобы мужчины хотели с нею переспать, а женщины — стать на нее похожей. И Катрин гениально обыгрывает образ элегантной, уязвимой и хрупкой женственности. Она говорит мало и только то, что соответствует ее образу.

Сорок три года она дружила со знаменитым модельером Сен-Лораном. И до сих пор одевается в его стиле: очень сдержанно, не более трех цветов в наряде, она носит изящные юбки, чья длина «играет с коленом». Блузки или жакеты — только со скромным декольте, ведь элегантная женщина не позволит себе вульгарный глубокий вырез.

Вечером Катрин может надеть открытое платье, отделанное дорогим кокетливым кружевом. В неформальной обстановке носит уютные свитера с высоким горлом. Туфли на каблуках обязательны во всех случаях!

Вывод для тебя

Создай свой образ. Придумай себе девиз. Сочини из фактов своей жизни интересную историю — и учти, что проверять тебя никто не будет. Подбери к истории одежду и прическу. И не бойся погрешностей против хорошего вкуса.

Шанель говорила: «Лучше плохой вкус, чем никакого!» Вырази себя — и станешь звездой, по крайней мере – своего офиса или города.

Урок восьмой: чтобы стареть красиво, нужны чувство меры и хороший хирург

Катрин Денев часто приводят в качестве примера «красивого естественного старения» и восхищаются, как замечательно она выглядит в свои семьдесят лет.

Только в одном интервью она упомянула, что ее внешность — заслуга врача-специалиста по эстетической медицине. Во всех остальных категорически отрицает всякое хирургическое вмешательство, что понятно: она же богиня,  а богини под скальпель не ложатся, они особенные, у них другая не совсем человеческая природа.

Катрин Денев
Катрин Денев

Однако пластические хирурги утверждают, что Катрин и нити золотые под кожу ставила, чтобы укрепить ее каркас, и подтяжки регулярно делала, и веки оперировала. А эффект от ботокса и наполнителей вроде гиалуроновой кислоты виден на ее лице даже непрофессионалу — лоб чистый, губы пухлые, носогубные складки разглажены, скулы подчеркнуты.

«Когда-то я прочитала мемуары Брижит Бардо. Ей было лет шестьдесят, и она уже лет двадцать жила в окружении кошек и собак, этакой отшельницей. До сих пор не могу забыть чувство омерзения и гадливости. В сорок лет добровольно отказаться от жизни можно только в одном случае — если уходишь в монастырь. А иначе это глупо и противоестественно. Впрочем, у нее было суровое детство, возможно, запреты сыграли свою роль в том, что она превратилась в мизантропа, которого не интересуют люди. Я предпочитаю жить и, да-да, ходить на свидания, а не тратить время на их описание».

В чем причина успеха

В чувстве меры, которое позволяет ей проводить омолаживающие процедуры без стремления превратиться из старушки в девочку.

Обычно мы говорим: «Ах, она сделала подтяжку от морщин», когда видим слегка окосевшее, как у зайца, лицо очередной звезды с растянутыми в стороны от дефицита кожи на лице губами. А свежесть и приятную моложавость объясняем отличным отдыхом, чудом и наследственностью. На самом деле если эффект подтяжки заметен — она неудачна. Если операция удалась, окружающих точит сомнение: «Ну не может женщина в такие годы так замечательно выглядеть!» — но вопиющих следов «пластики» они не видят. Катрин выбирала хороших специалистов, которые отличаются от плохих тем, что не стараются любой ценой угодить пациентке, а профессионально оценивают ее внешность и свои возможности и ценят не столько деньги, сколько качественный результат.

Вывод для тебя

Эстетическая медицина — та область, в которой железно работает правило: лучше «не до», чем «пере». Что бы ты не решила предпринять — ему надо следовать. Не доподтянула овал лица и веки — остались второй подбородок и морщинки. Переподтянула — кожа как пергамент, глаза не закрываются, выражение лица безумное. Мало гиалуронки в губах — все равно ты выглядишь как женщина. Много — как карп.

Урок девятый: интеллект и хорошие манеры как залог достойной старости

Больше всего на свете Катрин Денев боится превратиться в подобие стареющей Брижит Бардо. И все силы прикладывает к тому, чтобы не повторить ее судьбу.

Она приветлива и не говорит людям гадости. Не сплетничает и хранит при себе тайны своей личной жизни. Не предает близких и поддерживает своего старинного друга Жерара Депардье, несмотря на то, что он ведет себя странно — много пьет, скандалит, ругает Францию и живет в эмиграции. Она сохранила добрые отношения с детьми.

Дочка Кьяра повторила ее судьбу: стала актрисой, родила двоих детей от разных отцов, замуж так и не вышла, часто спорит с мамой, но уважает ее — как и сын, который тоже снимается в кино.

Сейчас Денев живет в своем доме в Нормандии. Подобно Брижит Бардо — одна, в окружении животных: пять кошек, гуси, овцы, индюки и осел. Но, в отличие от Бардо, ее навещают дети и внуки, она все еще хороша собой и принимает у себя любовников. Ее приглашают сниматься в кино, и она не ставит крест ни на личной жизни, ни на карьере.

В чем причина успеха

Катрин достаточно умна и образованна для того, чтобы справиться с плохим настроением с помощью силы воли, книг и музыки. Она умеет владеть собой и скрывает вспышки тоски по ушедшей молодости, не выпячивает свое одиночество и понимает: любовь к жизни и приветливый нрав способны удержать возле нее близких и привлечь новых друзей.

Вывод для тебя

Сколько бы тебе ни было лет — от одиночества тебя спасет простая истина: искренне радуйся жизни, говори людям приятное и не ной. Может, в кино тебя сниматься не пригласят, но друзья найдутся. И еще. Катрин Денев считала, что женское счастье невозможно без молодости, красоты и надежды на будущее. Шанс проверить будет у каждой из нас.

Автор Зайцева Галина

Источник stil.mirtesen.ru